Встреча с Надеждой Евсеевной Майковой, Звенигово

Итак, следующей целью поездки был Звениговский Дом народных умельцев - муниципальное учреждение культуры, расположенное в небольшом городке Звенигово, что на западе республики Марий Эл. Навигатор привел нас в центр города, но вот дальше пришлось воспользоваться поговоркой «язык до Киева доведет», и опрашивать местное население о местоположении искомого нами Звениговского Дома народных умельцев. 

Первая попытка коммуникации, предпринятая Олегом, успехом не увенчалась, а ответ был примерно таким: «Езжайте прямо, потом еще прямо, а там сами увидите». Ехали мы, ехали и почти уперлись в городскую окраину. Попытка номер два, на сей раз в исполнении Валерия, была более успешной, оказалось, что мы уже практически у цели. Отрадно то, что в Звенигово все жители знают, где находится Дом Народных умельцев, что говорит о его успешности и о той огромной просветительской работе, что ведут его работники. В этом мы вскоре и убедились, попав в небольшой деревянный домик с резными наличниками, который, как впоследствии выяснилось, сотрудники Центра своими руками подняли из руин и, более того, сделали местом культурного общения и просвещения для подавляющего большинства горожан. В то время, пока Олег с любопытством разглядывал увитый хмелем «предбанник» - прихожую, я активно снимал все увиденное, - важной частью нашего путешествия является фото-фиксация всех его моментов, что будет востребовано при создании экспозиции и архива будущего музея.

        В центре мы познакомились с Надеждой Майковой, известной во всей Марий Эл мастерицей, автором обширной коллекции вышитого марийского костюма. С присущей ей скромностью, Надежда Евсеевна параллельно с готовкой для гостей чая, организацией доставки к столу торта, извлекала на наших глазах из многочисленных сундуков и берестяных коробов настоящие произведения искусства – старинные, вышитые еще в XIX – начале XX веков национальные марийские костюмы и головные уборы. Но истинное открытие ожидало нас, когда мастерица продемонстрировала собственные работы, являющиеся точными копиями старинной техники вышивания «с изнанки». Это когда вышивка идет не с лицевой стороны, а с изнаночной, и с математической точностью, без всякой предварительной прорисовки орнамента по ткани, лишь по числу стежков создается сложный узор. Какое же терпение надо иметь, чтобы создавать такое? – поразились мы. На что Надежда Евсеевна ответила вполне резонно: «Любое дело, за которое берешься, надо, прежде всего, любить, а терпение – оно вторично, хотя, конечно, без него тоже ничего не получится»

При воссоздании комплектов женской и мужской одежды мастерица берет за основу дошедшие до нас старинные изделия, хранившиеся многие десятки и даже сотни лет в сундуках жительниц глухих марийских деревень и сел. Аккуратно изучая приемы выполнения старинной вышивки, Надежда Майкова реконструирует все детали традиционного марийского орнамента, имеющего глубокий сакральный смысл – ведь каждая деталь орнамента является особым знаком, отражающим те или иные верования, несет особую энергетику, придавая одежде свойства оберегов. Именно благодаря скрупулезности мастерицы коллекции изделий, созданных ею, были представлены на различных фестивалях и конкурсах.

Так, в рамках мероприятий, посвященных празднованию 850-летия г. Москвы она была удостоена Диплома выставочного зала г. Москвы, а выполненные ею работы: полотенца, салфетки, скатерти приобретены музеем Всероссийского Центра народного творчества. В 2006 году Надежда Майкова стала лауреатом национальной Премии за заслуги в развитии народного творчества «Душа России» в номинации «Народный мастер». Возглавляемый ею коллектив студии является активным участником районных, республиканских, зональных, всероссийских и международных смотров и конкурсов. С особым трепетом Надежда Евсеевна рассказала о том, что ее ученице, Мингазовой Наиле в 2002 году была присвоена Государственная молодежная премия Республики Марий Эл в области литературы и искусства имени Олыка Ипая в номинации «Народная творчество, промыслы и ремесла». А другая ее ученица, Гаврилова Алевтина награждена Дипломом I степени в Республиканском конкурсе «Мастер года» в 2000 году. Действительно, ученики – истинная гордость Мастера!

Мы наблюдали за тем, как мастерица с трепетом извлекает из старинных берестяных коробов настоящие произведения искусства – предметы народного марийского костюма, созданные на рубеже XIX и XX веков, среди них выполненные в традиционном «звениговском» стиле головные уборы «шымакш» и «сорока», поясные ремни, сумки, покрытые богатой вышивкой праздничные платки, передники, мужские рубахи, кафтаны… Многие изделия декорированы бисером, старинными монетами царской России и первых лет советской власти, приобретенными у заезжих купцов раковинами тихоокеанских моллюсков каури. Издревле марийские мастерицы создавали замысловатые орнаменты, несущие сакральные знания об окружавшем их мире, наделяя их магическими свойствами оберегать от влияния злых духов, от сглаза и порчи.

Надежда Евсеевна рассказала гостям о том, что марийские женщины традиционно занимались рукоделием, традиции вышивки передавались из поколения в поколение, и всякий раз каждая мастерица старалась вложить в свое творчество душу и любовь, - ведь работа выполнялась  прежде всего для себя и для самых близких, любимых людей. Требовался немалый труд для того, чтобы девушка могла подготовить приданое. Разумеется, не все справлялись со сложной задачей использования техники вышивки с изнанки, по счету стежков. Нередко девушки и женщины обращались за помощью к более преуспевшим в этом ремесле мастерицам, создававшим самые сложные узоры на свадебных платках.

Со свойственной ей скромностью Надежда Евсеевна поделилась с участниками экспедиции тонкостями своего удивительного мастерства:

- Вот здесь стежок чуть короче, а вот тут – длиннее, я сама долго рассчитывала какое количество стежков необходимо сделать для того, чтобы вышивка смотрелась одинаково с обеих сторон для придания этому головному убору, называемому «шымакш», правильного вида, такого, как вот этот образец, созданный руками местной мастерицы в конце позапрошлого века. У различных племен древних мари в старину были разные техники вышивания, разные формы узоров, исследование этих особенностей является очень увлекательным делом, и мы с коллегами стараемся с большой точностью воспроизвести те образцы изделий, что попадают к нам в студию. Мастерица рассказала, какие типы головных уборов бытовали у народа мари в старину, из каких материалов они изготавливались:

 

Среди летних мужских головных уборов марийцев преобладали валяные шляпы (упш, теркупш) разнообразной формы, их валяли в домашних условиях, причем праздничные – из белой шерсти, повседневные – из черной. С конца XIX века в костюме мужчин появляется картуз, который становится принадлежностью костюма молодежи. Впоследствии фуражка, заменившая картуз, вытеснила все другие типы летних головных уборов. Зимой же мужчины надевали шапки с овчинным околышем и суконным верхом и шапки-ушанки, сшитые из овчины и сукна. Головные уборы мари подразделяются на женские и девичьи. Замужние женщины носили головные уборы различных типов: каркасные, остроконечные шурка и шымакш; лопатообразная сорока; мягкий полотенчатый шарпан, платки. Женские головные уборы мариек имеют сложное происхождение. Наиболее древним можно считать высокий головной убор на каркасе – шурка. Это берестяной или кожаный остов высотой до 40 см, обтянутый кумачом с длинной холщовой лопастью сзади, которая прикреплялась к поясу. Он в прошлом был распространен среди всех луговых марийцев. К слову сказать, некоторые исследователи появление таких головных уборов связывают со скифами! Шымакш представлял собой прямоугольный кусок холста (55–20 см), один из концов которого сшивается в виде колпачка. Весь головной убор богато украшался вышивкой. На голове он закреплялся при помощи берестяного или войлочного колпачка. Шымакш – также один из древних головных уборов марийцев, который носили не только женщины, но и мужчины. Шымакш преобладал и среди восточных мари, а манера ношения его была различна и заключалась в расположении остроконечной части убора на голове. Сорока – второй тип каркасного головного убора: с боков к очелью пришивались завязки или «крылья», конец головного убора спускался на плечи. Головной убор надевался на холщовую шапочку – волосник, но сорока не является архаичным женским головным убором марийцев и воспринята от русского населения в период распространения христианства. Переняв форму головного убора, марийцы перенесли на нее свои орнаментальные мотивы. Третий тип головного убора был составным, он представлял собой мягкий полотенчатый шарпан из холста, его носили всегда в сочетании с нашмаком (полотенце длиной 2–2,3 м, богато украшенное по краям вышивкой, тесьмой, а нашмак – узкая орнаментированная полоса холста, которая прикреплялась к шарпану с помощью металлических заколок). Луговые марийки шарпаном закрывали полностью шею, затылок и косу, а горные – только шею и косу. Четвертый тип – платок из холста (шовыч, савыц, солык) с вышивкой. Их носили поверх остроконечного шымакша и сороки. Поверх первого головного убора надевался треугольный платок, на второй – четырехугольный. Зимой надевали теплые платки-шали, сотканные из шерстяных ниток. Обязательной принадлежностью свадебного наряда невесты всех групп марийцев было богато вышитое покрывало, которое сшивалось из двух полос холста… Кроме того, у луговых мариек бытовала высокая шапка с суконным красным верхом и лисьей опушкой, у горных мариек меховая опушка была из бобра, верх также украшался фабричной тесьмой. Шапка такой формы утратила свое назначение к концу XIX века, а шапка с лисьим мехом сохранилась в свадебном костюмном комплексе мариек северо-восточных районов Марий Эл до наших дней.

    Как мы поняли, Дом народных умельцев проводит важную и кропотливую работу по  восстановлению старинных народных традиций марийского народа, собирает вокруг себя настоящих любителей-мастеров художественного и декоративно-прикладного искусства, в нем работают творчески одаренные люди. В то время, пока мы скрупулезно изучали шедевры национальной марийской вышивки, созданные руками Надежды Майковой, возле нас местный мужичок, судя по всему, также работник Центра, ловко плел корзины из ивовой лозы! Кстати, корзину, созданную его руками, нам на прощание подарили. Далее был просмотр видео, на котором запечатлены выступления созданного работниками Центра ансамбля «Унавий», пропагандирующего национальную культуру, а за традиционным чаем с вкусным тортом нам продемонстрировали увлекательный фильм, снятый местными энтузиастами буквально с рук, простенькой видеокамерой, но это – иллюстрация красивой легенды. Фильм, кстати, занял призовое место на столичном кинофестивале.

      

В заключение Надежда Евсеевна презентовала нам часть женского головного убора начала-середины ХХ века, который по-марийски называется «нашмак», имеет вид длинного узкого полотенца, щедро украшенного вышивкой, бисером и кружевом. Олег и Валерий буквально засыпали мастерицу вопросами о том, каким образом воссоздается техника вышивки национального марийского костюма. Выяснилось, что в Центре занимается немалое количество местных жителей, многие из них берут уроки мастерства у Надежды Майковой, и в итоге самостоятельно создают вышитую одежду, которая имеет вполне практическое применение и используется как для повседневной носки, так и при проведении праздников. Мы договорились с мастерицей о том, что в свободное от основной работы и от срочных заказов время она изготовит реконструкцию традиционного женского головного убора Звениговских мари для нашего музея.

Оставить комментарий

Комментарии: 0